|
Развитие элементарных, игровых действии по музыкальному
воспитанию у детей с нарушением зрения младшего
дошкольного возраста.
Перед музыкальным руководителем в младшей группе, которую посещают дети с нарушение зрения, ставятся следующие задачи: научить детей правильно действовать с игрушками ( т.е., в соответствии с их назначением), отражать в игре несложные сюжеты. В игре я использую известные уже малышам сюжеты, советуя и подсказывая во что играть (например, кукла танцует с мишкой, прогулка с куклой). Чтобы сформировать у детей элементы игры, я провожу индивидуальные и подгрупповые занятия по обучению в игре, куда входит формирование у детей действий с предметами и игрушками, наблюдение за деятельностью взрослых. Именно через такое обучение дети приобретают умение играть. Я принимаю самое активное участие в играх, поскольку дети этого возраста не могут еще самостоятельно выбрать музыкально - дидактическую игру и поставить совместную игровую деятельность.
Конкретное влияние на выбор сюжета игры я осуществляю различными путями. Так, кукла с легко снимающейся одеждой, кукольной мебелью, вызывает желание играть в семью, театрально – музыкальные постановки сказок, потешек – в театр, игрушечный автомобиль - в шафера. Обогащению содержания игр, содействуют предварительные музыкальные игры-занятия (с куклой, машиной и др.), рассказывание, показ и чтение сказок «Теремок», «Репка», «Варежка» и др.
По моим наблюдениям, маленького ребенка больше интересует внешняя сторона музыкально - игровой деятельности, чем их связь с замыслом игры. Так малыш выбрасывает руки в сторону и узнав знакомую мелодию (песню) «летит», как самолет или птичка. Крутит руками воображаемый руль, гудит, будто едет куда-то на поезде или автомобиле и т.д. Организующим началом в игре малышей является игрушка. Только в действиях с игрушками активно развивается их воображение. Игра должна доставлять радость детям.
Мои наблюдения за игрой детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста показали, что в начале года они не владели действиями с игрушками. Моя роль состояла в том, чтобы научить детей наблюдать за игровыми действиями , понимать и воспринимать их.
Некоторых детей приходилось долго учить проводить игровые действия по моему образцу, воспроизводить в игре мои действия. Других детей я учила планировать игру, выбирать роль и действовать в соответствии с этой ролью.
Много времени приходилось уделять воспитанию у детей бережного и аккуратного обращения с игрушками, музыкальными пособиями, учить детей правильно брать, держать и ставить игрушки, подбирать правильную интонацию действовать с ними в соответствии с их назначением. Я воспитывала культуру поведения детей в игре, доброжелательное общение детей в игре друг к другу.
Для формирования у детей практических навыков игры мне приходилось специально создавать условия для возникновения и развития игры, активно участвовать в играх детей, поддерживать совместные игры детей, развивать у них умение взаимодействовать во время игры с педагогами и сверстниками. Часто мне приходиться самой начинать игру. При этом стараюсь учитывать интересы каждого ребенка к определенным играм и игрушкам. Практика показала, что маленький ребенок легче осознает себя в качестве какого – либо персонажа игры, если звучит музыкальная подсказка, а музыкальный руководитель или педагог обращается к нему, называя его этим персонажем «волк», «мышка», «медведь», в зависимости от выполняемой роли.
В своей педагогической работе я придерживаюсь принципа дифференцированного подхода к детям с учетом их индивидуальных особенностей. Так подбирая музыкальные игрушки и игровые пособия, я учитываю нарушение зрительного анализатора, каждого воспитанника. Например, у детей с высокой степенью амблиопии, им я предлагаю пособия более крупные, яркие, с четко выраженными деталями, а к концу года, по мере повышения остроты зрения, согласно рекомендациям тифлопедагога и врача – офтальмолога, мелкого размера.
Все музыкально – дидактические игры и пособия, и т.д., приобретенные мной были согласно рекомендациям Л.И.Плаксиной, Л.И.Григорян, Е.Н. Подколзиной направлены на активизацию и тренировку зрительных функций. В подборе музыкально – дидактических игр я стараюсь помочь детям получить представления о предметах и элементарных явлениях окружающей действительности. Мои наблюдения показали, что некоторые дети к концу года научились самостоятельно выбирать музыкально – дидактические игры и игровые пособия , а также игру. Им удается также быть лидерами в игровом замысле. Так некоторые дети могут повести за собой в качестве ведущего ребят в процессе музыкальной игры. Таким образам хочу сказать, что если в начале года у детей не прослеживались творческие способности, то к концу года дети участвовали в инсценировках потешек, песенок – попевок, музыкально – дидактических играх.
Немаловажную роль отважу, по обучению детей музыкально – дидактическим играм и игре, работе с родителями, для них постоянно оформляю рекомендации.
|
|